(Включение в теорию сексуальности)
1923
Показательно для трудностей исследований в психоанализе, не замечать общие черты и характерные отношения, не смотря на непрерывные многолетние наблюдения, пока они не проявятся отчетливо. Я хочу исправить такое упущение в области инфантильного развития сексуальности.
Читателям моей работы «Три трактата от теории сексуальности» будет понятно, что в последующих изданиях я избегал ее переделки, сохраняя первоначальную компоновку, только добавлял или изменял текст. И порой, старому и новому не удавалось полностью слиться. Изначально акцент был на различии сексуальной жизни детей и взрослых. Позднее на передний план вышли: прегенитальная организация либидо и, странные, влекущие за собой последствия факты двухэтапного сексуального развития. Наконец, мы заинтересовались исследованием инфантильной сексуальности, что позволило описать дальнейшее приближение выхода детской сексуальности у взрослых, последняя редакция 1922г.
Отмечается, что уже в детстве происходит выбор объекта, которым характеризуется фаза развития пубертата, так, что, все сексуальные побуждения имеют направленность на единственную персону, которая является их целью. Это самое большое приближение к окончательному формированию сексуальной жизни, после пубертата, возможное в детстве. Разница лишь в том, что в детстве не происходит, или происходит, но очень неполно, слияние частичных влечений и их подчинение под генитальным приматом. Установление этого примата в интересах размножения и есть последняя фаза организации сексуальности.
И, уже мне недостаточно выражения, что генитальный примат не устанавливается, или устанавливается неполностью в ранее-инфальтильный период. Сближение детской сексуальной жизни со взрослой более продвинутое, и не ограничивается завершением выбора объекта. И, если под генитальным приматом не происходит правильного слияния частичных влечений, то на пике процесса инфантильного сексуального развития гениталии и упражнения с ними получают доминирующее значение.
Главный герой этой «инфальтильной организации» одновременно является и различием окончательной генитальной организацией взрослого. Ведь для обоих полов важны одни гениталии – мужские. Нет генитального примата, а есть примат Фаллоса.
Все это мы можем описать для мальчиков, для девочки у нас нет понимания этого процесса. Маленький мальчик принимает различие мужчины и женщины, но никак не соотносит это с различием гениталий. Для него естественно, что другие люди и живые существа имеют гениталии, как и у него. Большой интерес мальчика вызывает эта чувствительная и возбуждаемая часть тела, и ставит перед его стремлением к изучению все новые задачи.
Он хочет посмотреть ее у других, чтобы сравнить со своей, и он как будто подозревает, что этот орган может быть и больше. И эта побуждающая сила, исчезающая в пубертат, выражается в этот период жизни более как стремление к исследованию, чем сексуальное любопытство. Многие его выходки и агрессии, которые в более позднем возрасте без сомнения трактуются как чувственность, оказываются экспериментами исследования сексуальности.
Эти исследования приводят ребенка к открытию, что пенис не является общим достоянием схожих существ. Случайный взгляд на гениталии своей сестры или подружки повод для этого. Смышленые мальчики уже подозревают, что там должно быть что-то другое, мочась и наблюдая, что девочки имеют при этом другое положение и производят другой звук, и для разъяснения пытаются повторить наблюдение.
Первая реакция на отсутствие пениса: отрицание, просто его не видно, он маленький и еще вырастет. Затем медленно приходят к аффективному заключению: он был, но пропал. Отсутствие пениса воспринимается как результат кастрации, и ребенок стоит перед задачей, выяснить отношение кастрации к своей собственной персоне. И оценить значение комплекса кастрации можно тогда, когда учитывают его появление в фазе примата фаллоса.
Известно, сколько в итоге проявляется принижения женщины, страха перед женщиной, предрасположенности к гомосексуальности из-за окончательного убеждения в отсутствии пениса у женщин.
Но, нельзя верить, что ребенок свои знания, что у женщин нет пениса быстро примет и обобщит на всех. У него есть предположение, что это следствие кастрации, как наказание. Или как противоположность: они лишились своих гениталий за неприличное поведение. Почитаемые женщины, как мать, еще долго сохраняют пенис. Быть женщиной и не иметь пенис у него еще не связано.
Только позднее, когда ребенок займется проблемой появления и рождения детей, он поймет, что только женщины могут рожать детей. Здесь может даже доходить до теорий обмена пениса на ребенка. Женские гениталии, при этом, кажутся никогда не будут открыты. В это время, мы знаем, ребенок живет в животе матери, рождается из живота. С последней теорией мы выходим за пределы времени инфантильного сексуального периода.
Немаловажно предвидеть, к каким превращениям приводит протекающая сексуальная поляризация во время детского сексуального развития. Появляется первое противопоставление с выбором объекта, предполагая субъект и объект.
На ступени прегенитальной садистско-анальной организации еще нет речи о мужском и женском, господствует противопоставление: активный и пассивный. На следующей ступени инфантильный генитальной организации хоть и есть мужское, но отсутствует женское. Противопоставление здесь: мужские гениталии или кастрированный. Только с окончанием развития к времени пубертата сексуальная полярность совпадает с: мужской и женский.
Мужское объединяет: Субъект, Активность и обладание Пенисом, Женское: продолжение Объекта и Пассивности. Вагина расценивается как прибежище пениса, выступает наследницей тела матери.